Зоозащитники и представители Сельскохозяйственного и продовольственного департамента в начале марта обнаружили кошачью фабрику в Табасалу, где без надлежащего ухода содержалось 120 сиамских кошек. Это не единственная фабрика по разведению животных. Бизнес на продаже кошек и собак расцвел во время пандемии, когда люди стали активно покупать домашних питомцев, чтобы скрасить вынужденное заточение.
Владелицей питомника симаских кошек в Табасалу отказалась объяснить, что произошло и почему животные были в таком ужасном состоянии. Сам питомник обнаружили зоозащитники в начале марта.
"Волонтеры знали об этом, о том, что там есть неофициальный питомник сиамских кошек. По их информации, там было всего 30 кошек. Но когда они стали осматривать подсобные помещения, им открылась ужасная картина: неубранные помещения, закаменевший песок и опилки, У этой женщины все вышло из-под контроля", - описала увиденную картину волнотер некоммерческой организации Cats Help Надежда Гаврикова.
По словам руководителя отдела охраны животных Сельскохозяйственного и продовольственного департамента Олева Калда, этот частный случай можно назвать фабрикой по разведению животных. Но в большинстве случаев люди не знают, как обращаться с животными, и у них возникают ситуации бесконтрольного размножения.
В питомнике в Табасалу волонтеры выловили 123 кошки. Позже в других местах, где женщина разводила кошек, они нашли еще несколько кошек. Всех найденных кошек развезли во ветеринарным клинкам. Их осмотрели врачи, сделали прививки. После чего всем животным нашли временное и постоянное жилье.
Этим кошкам помогли, однако фабрика в Табасалу не единственный питомник домашних животных. Например, в конце февраля в Муствеэ закрыли фабрику по разведению мальтийских болонок. Ежегодно департамент и зоозащитники обнаруживают десяток подобных мест.
"Разведение животных для продажи вполне нормальное явление. Но если оно происходит за счет жизни и здоровья животных, то это однозначно проблема", - сказал Калда.
По словам чиновника, спрос на домашних животных вырос во время пандемии, когда люди оказались заперты в своих квартирах и им нужна была поддержка. "Поиск комфорта в таких условиях породил очень большой спрос на домашних животных", - сказал чиновник.
Наиболее остро проблема с фабриками животных стоит на Северо-Востоке страны. Это отметили как чиновники, так и зоозащитники.
"По неофициальным данным, например, в Ида-Вирумаа есть целая сеть. Кто-то выращивает, кто-то продает. Самое ужасное, если закрывается одна точка, другая продолжает работать", - прокомментировала ситуацию Гаврикова.
Волонтеры в основном занимаются спасением кошек и собак. Однако это не единственные виды животных, которых разводят в домашних условиях для продажи.
"У нас были ситуации, когда мы находили питомники по разведению разных птиц, грызунов, рыбок. Так что мы не ограничиваемся только собаками и кошками", - сказал Калда.
Объем европейского рынка по разведению животных может составлять до двух миллиардов евро. Объем эстонского рынка никто не оценивал. Однако ежегодно зоозащитники обнаруживают до 10 нелегальных фабрик, где в среднем содержится до 20 животных. Исходя из их плодовитости, объем эстонского рынка домашних животных может исчисляться в миллионах евро.
"Одна кошка может приносить потомство в год три раза. Если мы говорим о котятах, то их там бывает три пять. Это в среднем, если это поставить все на поток. То и будет у вас бизнес", - посчитала Гаврикова.
По ее словам, если открыть сайты Soov или Okidoki, то можно понять масштаб катастрофы. "Милых, красивых котиков и котят предлагают купить за 300 евро. Это уже показатель того, что мы имеем дело с неофициальным питомником, который их размножает ради заработка".
Заводчики, бесконтрольно размножающие для продажи животных, стараются не афишировать место расположение питомника. "Обычно такие заводчики, если вы соглашаетесь на покупку, передают животное где-то на бензозаправке, в подъезде - то есть в таком месте, где вы не можете увидеть, в каких условиях содержатся животные", - сказала Гаврикова.
В Эстонии довольное мягкое законодательство в отношении нерадивых заводчиков. Максимальная сумма штрафа - всего 1200 евро. Это цена четырех котят. Так что на месте закрытой фабрики животных быстро появляются новые.
"Ты закрываешь одну точку, человек переезжает на другое место и начинает заниматься тем же самым", - сказала Гаврикова.
В 2021 году департамент забрал у нерадивых хозяев 605 животных, в основном это были кошки и собаки. В прошлом году у хозяев забрали 197 животных.
Сейчас основные усилия чиновников направлены на просвещение людей, занимающихся разведением животных, а не наказанием нерадивых хозяев. В прошлом году департамент завел всего лишь одно дело о проступке.
"Поясню нашу тактику: если мы обнаружим факты жестокого обращения с животными, наш приоритет будет в обеспечение здоровья и благополучия животных. Другими словами, мы делаем все, чтобы ненадлежащая деятельность была прекращена, чтобы ситуация была исправлена. Если это не будет сделано, мы заберем этих животных", - прокомментировал работу чиновников Олев Калда.
Однако такая тактика не работает, если зоозащитники постоянно обнаруживают новые фабрики животных. "Они все признаются, что будут продолжать", - подытожила Надежда Гаврикова.
Comments